Облако Тэгов

Электроспутники обеспечат авиапассажиров широкополосным доступом

Sputnik

Оснащение спутников электрическими, а не химическими двигателями позволит уменьшить их массу и освободить место для еще более мощных телекоммуникационных систем.

 

Полностью электрические спутники ускорят доступ авиапассажиров к Интернету. Опыт Tesla переносится в космос. Вместо химического реактивного двигателя, применяемого в традиционных космических аппаратах, в спутниках начинают использовать электрическую тягу для перехода с промежуточной орбиты на геостационарную и поддержания там заданного положения.

 

Таким спутникам для вывода в космос, как и раньше, нужна ракета-носитель, работающая на твердом или жидком топливе, но вся тонкая работа по правильному позиционированию спутника выполняется с помощью электрического двигателя. Поскольку необходимости нести с собой большие запасы химического топлива в этом случае нет, такие спутники в момент запуска весят значительно меньше – разница может достигать 40%. Это дает операторам возможность использовать более компактные и легкие средства запуска или принять на борт дополнительное телекоммуникационное оборудование, обеспечивающее более мощный сигнал или более широкий частотный диапазон. В любом случае авиапассажиры оказываются в выигрыше. Доступ к Интернету становится быстрее и дешевле, а площадь зоны покрытия увеличивается.

 

Компания Boeing занимается строительством полностью электрических спутников уже два года, а теперь в игру решил включиться и европейский производитель Airbus Defense and Space. Запуск первого полностью электрического спутника Airbus Eutelsat 172B запланирован на начало июня. Он будет осуществляться с помощью ракеты Ariane 5 с космодрома Куру во Французской Гвиане. Эта же ракета понесет в космос и спутник связи ViaSat 2 с обычным двигателем, построенный Boeing. После вывода на промежуточную орбиту Eutelsat 172B запустит электрические двигатели и начнет медленно подниматься на геостационарную орбиту над Азией. ViaSat 2 должен занять расчетное положение над Америкой быстрее. Несмотря на то что никакого сгораемого топлива у Eutelsat 172B нет, он понесет с собой определенную реактивную массу, выбрасывая которую сможет передвигаться в безвоздушном космическом пространстве. Роль такой реактивной массы выполняет газ ксенон, разделяемый на положительно и отрицательно заряженные ионы, которые будут разгоняться до высоких скоростей под действием электрического поля.

 

Использование реактивных систем на базе ионов ксенона (xenon ion propulsion systems, XIPS – произносится «зипс») для вывода спутника на геостационарную орбиту представляет собой относительно новое решение. В большинстве случаев для этого по-прежнему используются химические двигатели, выбрасывающие горящие газы, а вот для сохранения своего положения на орбите во многих спутниках уже сейчас применяются системы XIPS. Электрический двигатель получает энергию от солнечных панелей и помогает спутнику удерживаться в надлежащем положении. Но после исчерпания ксенона аппарат начнет медленно дрейфовать в космосе, и это станет сигналом к тому, что пора производить его замену.

 

Что все это означает для пассажиров авиарейсов? Прежде всего, увеличение пропускной способности интернет-каналов. Один из трех телекоммуникационных пакетов Eutelsat 172B предназначен для оператора Panasonic Avionics. Эта компания будет использовать 11 направленных лучей с пропускной способностью 1,8 Гбит/с для организации связи с коммерческими авиарейсами над Тихим океаном.

 

В компании Airbus сейчас заняты строительством новых полностью электрических спутников, которые смогут нести на борту еще более мощное телекоммуникационное оборудование, обещающее дополнительное увеличение пропускной способности.

 

По материалам http://www.computerworld.ru